Install

Get the latest updates as we post them — right on your browser

. Last Updated: 07/27/2016

Города выведут на чистый воздух

Экологическая обстановка в российских городах ухудшается. В советское время основным источником загрязнения была промышленность, а сегодня на повестке дня еще и автотранспорт, отходы и сокращающиеся «зеленые» зоны. И пока главная движущая сила, которая пытается исправить ошибки госполитики, — это гражданские инициативы.

Экологический аутсайдер

Последние 10 лет Россия хуже всех следила за собственной экологией. К таким выводам пришли ученые из Йельского и Колумбийского университетов, экологический рейтинг которых в январе этого года был опубликован в Financial Times. Россия заняла в нем последнее, 132-е место.

Больше половины городского населения России (в среднем 58%) страдает от загрязненного воздуха. В двух крупнейших российских городах, Москве и Санкт-Петербурге, этот показатель достигает 100%. И каждый год список городов с повышенным загрязнением воздуха растет, гласит опубликованный в феврале доклад Министерства природных ресурсов и экологии России, где собраны данные за 2010 г.

Во многих городах экология страдает из-за крупных промышленных предприятий, от которых зависит население. Эти предприятия («градообразующие») — основной источник пополнения местных бюджетов, наследство, доставшееся России от СССР. Кроме того, в мегаполисах расширяются свалки, сокращаются лесные зоны и растет число автомобилей. По данным Минприроды, в 2010 году на них приходилось более 40% суммарных выбросов загрязняющих веществ.

Госборьба за эволюцию города

Нередко российская власть пытается решить проблемы неблагоприятной жизни в городе весьма неоднозначными мерами. Так, по решению президента Дмитрия Медведева с 1 июля этого года территория Москвы увеличится почти в 2,5 раза — за счет подмосковных земель к югу от столицы. Основным драйвером развития «Большой Москвы» должен стать перенос госучреждений на новые земли. По замыслу Медведева это должно снизить нагрузку на «старую» Москву.

Однако амбициозный проект подвергся жесткой критике со стороны урбанистов и экологов. Они указывают на сложную экологическую обстановку присоединяемой к Москве территории: наличие мусорных свалок, полигонов твердых бытовых отходов, а также захоронений опасных биологических и ядерных отходов. Эксперты говорят о нехватке питьевой воды, которую уже сейчас испытывает столица и которая только обострится с увеличением ее площади. Более того, в результате строительства городской инфраструктуры может пострадать Зеленый пояс города — леса, растущие вокруг «старой» Москвы и находящиеся на присоединяемых к столице землях.

В марте этого года рабочая группа по защите экологии Общественной палаты России призвала заморозить проект расширения Москвы до проведения общественных слушаний и экспертиз. Тем не менее, власти отказываются как-либо отходить от намеченного курса на расширение Москвы и приглашать к участию в проекте общественные организации, ссылаясь на уже принятый федеральный закон.

Вопрос экологии не является первоочередным и для властей Санкт-Петербурга. Сейчас разрабатывается Концепция его социально-экономического развития до 2020 года, выделяющая пять приоритетных направлений: городскую среду, транспорт, здравоохранение, образование, благоустройство и культуру. Чтобы снизить нагрузку на транспортные узлы, чиновники предлагают платный въезд в исторический центр Петербурга и запрет парковки в местах, предназначенных для пешеходов. Также предлагается запретить курение в общественных местах и увеличить городскую площадь под зеленые насаждения.

И все же отдельного пункта «экология» среди приоритетных направлений Концепции нет. «Не потому, что чиновники плохие и не думают об экологии — думают, и хороших немало. Просто другие проблемы гораздо сложнее и требуют немедленного решения. Это и дорожные пробки, и парковка, и организация работы общественного транспорта», — отмечает Михаил Виноградов, гендиректор агентства «Идея Оптима Групп», которое проводило общественные обсуждения Концепции в интернете.

Среда в сети

При помощи интернет-блогов и социальных сетей в обсуждении питерской «Концепции-2020» участвовали почти 35 тысяч горожан. Таким образом концепция получила статус «документа общественного согласия». По словам Михаила Виноградова, «горожане стали в действительности огромным пластом компетентных консультантов».

«Современное поколение — это аборигены цифрового мира, вопрос о присутствии в сети молодых активистов не стоит, для них это естественная среда» — констатирует Татьяна Каргина, создательница интернет-проекта EcoWiki.

EcoWiki начинался как хранилище, куда Татьяна и ее друзья, интересовавшиеся экологией, собирали всю актуальную по этой теме информацию. Но вскоре наполнение сайта стало массовым: его архитектура позволяла любому желающему добавить что-то свое, создатели сайта лишь модерировали контент. А позднее EcoWiki организовал почтовую рассылку последних событий и анонсов мероприятий гражданских экологических инициатив. Вокруг EcoWiki быстро сложилась активная, лояльная и компетентная аудитория. Сейчас на рассылку EcoWiki подписаны 2 тысячи человек, несколько тысяч ежедневно посещают сайт. По мнению Татьяны, это ядро экологического движения в России.

В интернете активисты собирают и обмениваются актуальной информацией, участвуют в дискуссиях, вырабатывают идеи, но главное — координируют действия в реальном мире.

Один из таких примеров — марафон «Делай сам», который ежегодно, осенью и весной, собирает активистов в разных городах Росси. В игровой форме они благоустраивают городскую территорию и привлекают к этому местных жителей. Чтобы показать выгоду вторичного использования вещей, в этом году в рамках марафона в Петербурге художники и урбанисты изменят облик одного двора, куда впишут низкотехнологичные арт-объекты из катушек и модулей.

Начинать с малого

В России до сих пор нет законов, которые обязывали бы думать об экологии каждого конкретного жителя. Пока все существует лишь на уровне отдельных инициатив.

К примеру, прошлой весной в Самаре появился проект BikeFriendly, который выступил инициатором разработки концепции развития велосипедной инфраструктуры, на что получено одобрение администрации города. Концепция предусматривает повышение грамотности велосипедистов (в части правил дорожного движения) и рост числа велопарковок. Активисты ждут, что желающих поставить у себя парковку, будет немало. «Из двух магазинов велосипедист естественно предпочтет тот, где есть возможность безопасно оставить велосипед, даже если для этого нужно немного дальше проехать», — отмечает руководитель проекта BikeFriendly Алексей Коровин.

Еще один пример — проект «Эколофт». По словам автора идеи Романа Саблина, это была попытка «поставить эксперимент, как внутри города жить экологично». Год назад он и четверо его друзей сняли в самом центре Москвы большую квартиру и поставили перед собой задачу снизить собственный «экологический след» — количество ресурсов, необходимое человеку для ежедневного потребления. Решали ее жители «Эколофта», руководствуясь относительно простыми правилами. Например, следили за расходом воды и электричества, перестали использовать пластиковые пакеты и практиковали раздельный сбор мусора, пытаясь минимизировать уровень отходов. Позднее на базе «Эколофта» была организована «Экошкола» — образовательный проект, в рамках которого жильцы «Эколофта» и приглашенные эксперты учили всех желающих тому, как простыми способами можно снизить «экологический след». Всего за год было проведено 40 семинаров и лекций, на которых побывали около тысячи человек. Организаторы «ЭкоШколы» набирали участников при помощи объявлений в Сети.

Есть пропагандисты экоремонта. Например, стандартный состав экологичной краски — молоко, мел и пищевой краситель, рассказывает Алексей Ширшов, один из немногих специалистов по экоремонту. Такой способ внутренней отделки не только натурален, он экономит материалы и деньги. Правда, большой популярностью экоремонт пока не пользуется. «Городской житель мыслит стереотипами: если пол — то ламинат, если стены — то обои, и так далее. Чтобы решиться на экоремонт, нужно отказаться от стереотипов, — считает Алексей Ширшов. — К тому же потребительское общество любит гарантии, а здесь гарантий нет. Ведь книг по этой теме нет, исследований нет, специалистов нет, спросить не у кого».

Дизайнеры и ученые

Некоммерческая организация «Свободное пространство», куда входят архитекторы, художники и урбанисты, предлагает создать новую дизайн-стратегию Фрунзенского района Петербурга, согласно которой определять визуальный облик района будут дизайнеры и урбанисты. Уже на первом этапе проектирования, который начнется в мае, помимо жителей района будут привлечены некоммерческие организации, в том числе экологические, а также заинтересованные сообщества горожан (например, велосипедисты).

По плану «Свободного пространства», деньги города не понадобятся для реализации идеи — их могут выделить девелоперы, которые занимаются строительством на территории района. «На Западе есть правило «одного процента», когда девелопер, который осуществляет какой-то проект по развитию территории, должен выделять на благоустройство и арт-объекты 1% финансирования. Именно поэтому в Нью-Йорке так развит паблик-арт», — говорит руководитель «Свободного пространства» Михаил Климовский. Возможность ввести такое правило на уровне закона он пока оценивает как минимальную, но заключить общественный договор не только с властью и бизнесом, но и жителями района относительно дизайн-проекта территории, по его мнению, вполне возможно. Проект строится на четырех модулях, каждый из которых будет доступен для обсуждения в интернете.

В 2010 году специалисты Центра экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей (ЭКОМ) основали проект «Альтернативная народная инвентаризация» — точный подсчет зеленых территорий, который позволит отстаивать их сохранение на уровне городского парламента. Это стало ответом экологов на принятие закона «О зеленых насаждениях общего пользования», согласно которому «зеленые зоны» Петербурга должны были значительно сократиться. Чтобы реализовать проект, сотрудники организации поставили цель — обойти все скверы, парки и сады и подсчитать количество зеленых насаждений. В «народной инвентаризации» приняли участие и рядовые горожане, прошедшие специальные тренинги, где их несколько часов учили зарисовывать деревья. Реализация проекта показала, что в одном из двух административных районов, где проводилась «инвентаризация», количество неучтенных законом насаждений общегородского пользования составило примерно 30%.

В том же 2010-ом между активистами и городской администрацией был достигнут компромисс относительно перечня: площадь зеленых насаждений по нормативам все же сокращается, но власти обязываются провести их полную инвентаризацию, а также поставить на учет все парки и скверы и выделить им финансирование. Проект «Альтернативная народная инвентаризация» продолжился и после достижения достигнутой цели, но уже как инструмент общественного контроля. Александр Карпов, директор ЭКОМ, говорит: «Мы смогли провести инвентаризацию 5 районов города и получить хорошее представление о том, как все устроено. В конце 2011 года, когда начала работать официальная инвентаризация, представителя ЭКОМ включили в городскую рабочую группу, которая этим занимается».

Политэкология

В последние годы проблемами экологии нередко занимаются и политические активисты, оппозиционные властям.

Так, в 2007 году была организована группа активистов во главе с Евгенией Чириковой, выступившая против строительства федеральной трассы Москва — Санкт-Петербург. Строительство магистрали предполагало вырубку части Химкинского леса, расположенного рядом с Москвой, чему и противостояли гражданские активисты. Протест против вырубки леса вызвал такой общественный резонанс, что в конфликт пришлось вмешаться российскому президенту Дмитрию Медведеву. Он приостановил строительство трассы. А затем изменился и ее проект: площадь вырубки Химкинского леса сократилась со 140 до 100 гектаров, размер экологических компенсаций был увеличен с 3 до 4 миллиардов рублей, а на всём протяжении трассы в районе леса строители пообещали установить шумозащитные экраны и устроить переходы для животных.

Движение в защиту Химкинского леса привлекло к проблемам городской экологии большое количество людей, ранее этой темой не интересовавшихся. Но это также был протест против произвола и коррупции. В результате, многие активисты движения влились в протесты против фальсификаций на парламентских и президентских выборах 2011-2012 годов. А лидер защитников Химкинского леса, Евгения Чирикова, стала одним из лидеров внесистемной политической оппозиции.

Еще один пример — проект "Защита среды обитания" в Санкт-Петербурге. Сначала жители города объединились в «Ассоциацию наблюдателей Петербурга» — на волне протестов против фальсификаций на выборах. А затем активисты обратили внимание и на текущие проблемы городских районов — от ЖКХ и луж на дорогах до уплотнительной застройки и сокращения парковых зон. По словам Александры Крыленко, руководителя Ассоциации, гражданский контроль за муниципалитетами входил в планы организации еще на этапе ее формирования. Ведь для создания инициативы на базе района требуется только заявить о ней: кооперируясь с единомышленниками, легче следить за нарушениями, а коллективная жалоба выглядит в глазах чиновников весомее.

В условиях, когда российские власти не способны справиться с растущими экологическими проблемами городов, инициативу в свои руки берут их жители. К ним присоединяется научное сообщество, представители которого также исключены из процесса принятия решений. Такой союз приводит к появлению множества различных по своим направлениям инициатив, и многим из них сопутствует относительный успех.

Впрочем, все описанные здесь примеры — это скорее исключения, доказывающие правило: стабильные механизмы взаимодействия власти и общества в области экологии до сих пор отсутствуют. Это приводит к серьезным ошибкам госполитики, что лишь усугубляет проблему загрязнения окружающей среды и, как следствие, усиливает недовольство общества. В такой ситуации гражданские инициативы являются, по сути, единственной возможностью исправить эти ошибки или избежать их.